Цветочные ароматы и запах парного молока соревнуются в хозяйстве фермера из села Прохоры. Видеорепортаж Ольги Катренко
Сегодня в селе Прохоры, под Спасском, соревнуются нежнейшие цветочные ароматы и тёплый запах парного молока. Фермеры с удивительной для России фамилией Сас — готовят комбайны к уборочной, а всё же уделили нам полчаса. Ольга Катренко очень жалеет, что дойки не дождалась. Зато вдоволь насмотрелась на местное "золото".
А наше — рассказывать о маленьких открытиях, которые делаем в приморских сёлах. И в Прохоры ехали с разрешения отца семейства, Тараса Степановича. Именно он похвалил цветник и сад. Вот что не увидите вы человека, который день и ночь, как говорят на родине тёзки фермера, Тараса Шевченко, и в словаре галлицизмов русского языка, «сапает и сапает», то есть, тяпает - то личный каприз. А мы не обидчивые. Но глаза и уши всему необычному открываем широко. Потому вот первое прохоровское чудо: «Дербенник, я Вам кажу, идыте, вон, подывитесь у канавы. Там оно и расте, и взято мною».
Дербенник иволистный или плакун-трава, подскажет энциклопедия. И правда, все приморские болотца в нём и канавы. Но — одно дело выживать, а другое — расти на "золоте".
Ольга Катренко, корреспондент: «Земли много не бывает, как не бывает много и "чёрного золота". Так здесь называют вот эти кучи навоза, благодаря которому и украинская мальва выглядит принцессой. И бурьянок, который найден в обычной дорожной канаве, превращается в эксклюзивное, просто королевское растение».
Эй, ландшафтные дизайнеры — где вы? Плакун-трава не просто красива, но и медонос отличный. Аромат бурьяна затмевает лилию, запах нагретых солнцем яблок. Уступает, разве что, парному молоку. Не зря так и не отходят от хозяйственных построек хитрые рыжие морды.
Тарас Сас, глава крестьянского подворья: «Ой, я до сих пор учусь, Вы чо! Я без книжек, без этого не могу. Тем более, что у меня и земли много, без этого никак нельзя. Всё идёт вперёд».
И только селекция, говорит Тарас Степанович, вниз пошла. Красно-пёстрые голштинки постепенно смешиваются с черно-пёстрым приморским стадом. Но на молоке это никак не сказывается. Берут украинцы по 15-20 литров от каждой.
Еще одно открытие — Амур-Палессе. До сих пор выпускают этот российско-белорусский комбайн в Шимановске. Но кто б знал, что аграрии могли брать новую технику за половину стоимости, если, как отец и сыновья Сас, обещали работать на ней пять лет подряд. Говорят, теперь такой программы в Амурской области нет. Зато в Прохорах пятый год пашут — не плачут. Руки-то растут, откуда положено.