Варфоломеевцы ищут земляков-героев и посвящают им стихи. Видеорепортаж Ольги Катренко
Варфоломеевка вспоминает своих героев. Земляки, воевавшие на фронтах Великой Отечественной и пропавшие без вести, постепенно обретают покой не только в местах боёв, на Западе, где поисковики находят о них свидетельства. Но и на Родине, на Востоке. Внуки и правнуки, вдохновляясь подвигами, посвящают родным людям стихи.
В специальном проекте ГТРК «Владивосток» «Обелиски — память приморского сердца» сегодня - Яковлевский район.
Нина Букреева, член Совета ветеранов с. Варфоломеевка: «Василенко, Власковы — это первые поселенцы, которые в Варфоломеевку приехали. Здесь их братья, их дети, внуки».
Когда Нина Букреева была главой сельсовета, Варфоломеевка поздравляла с Победой 160 участников войны. Никого не осталось.
«Это моей бабушки. Её девичья фамилия была Бурик».
15 лет назад появился в селе собственный обелиск. С тех пор на пятачок, под ёлки и боярышник, заглядывают внуки и правнуки. Не обязательно им нужен повод. Василия Бойко встретили случайно. Нёс в поселковую администрацию документы. Но за пазухой оказались и фотографии деда, отца и его братьев-воинов.
Василий Бойко, сын участника Великой Отечественной войны: «Бойко Андрей Михайлович — это старший брат отца, было их пять братьев. Четверо на Западном, отец на Восточном. Андрей с 1904 года, вот он погиб под Ленинградом. Потом идет Сергей, всю войну прошел. Со Сталинграда дивизию перебрасывали на охрану Сталина, в Тегеран. А потом Владимир, с 1911 года. Инвалидом пришел. Потом мой отец, с 18-го. И Гаврила, 1021 года».
Коренные варфоломеевцы, как и большинство на этом обелиске. Дед, Михайло Петрович, на снимке рядом с белёсыми внучатами, с Черниговщины родом. Осиротела семья в войну еще, до первой похоронки. Мать пятерых солдат, Марию Демидовну, корова толкнула рогом, да так, что не спасли в 42-м. Тяжко жили.
Василий Бойко: «Даже носок не было, и поесть не было». У нас посреди комнаты стояла круподёрка такая. А нам надо было кукурузы намолоть и накрутить. Кукурузных этих сварим».
Смотрит на прадеда своего современник наш, Матвейка Кочмарёв. Радий Николаевич Шемякин всё мечтал о яблоневом саде. Осуществили уже без него ту мечту.
Матвейка пробует яблоко: «Это вкуснее будет!».
И осенние наливные пробуют, вспоминая героического танкиста. Хотя, первый подвиг 19-летний дальневосточник совершил, протягивая под огнём катушку с проводами. Кем только не пришлось побывать на войне.
Елена Кочмарёва, внучка героя войны: «Соединил эти провода, будучи тяжело раненым и обеспечил связь. И они победили в этом сражении. И за это его представили к награде — Героя Советского Союза. Но удостоили только медали «За Отвагу».
Внучка, Елена, хранит наградные листы. Подвиг в них описан просто и жёстко. Там же черным по белому о Звезде Героя. Но такое случалось: объявляли и отступали, не перед врагом, перед сведениями о членстве в партии. Не был коммунистом? Выжил, к тому же. Значит, сойдёт и так. Только Радий Шемякин точно не опечалился. Трижды горел потом в танке, освобождая Польшу и Чехословакию. Никто из внуков об этом не знал. Он вернулся с войны, но умер еще до их рождения.
Матвей читает: «Смотри, «Пантера»! Наводи скорее! Еще разок! Готово, командир!».
Когда о подвигах танкиста Шемякина прочёл его внук, Юрий, он - скромный, молчаливый железнодорожник - вдруг сел и написал эти стихи. Где-то в рифму, а иногда и белой строкой, рассказал о каждом подвиге. А в финал, который особенно хорошо удаётся Матвейке — вложил обращение к потомкам.
Матвей Кочмарёв, правнук героя войны: «О ваших подвигах хранить мы будем память. Учить детей ту память охранять».
Стихи эти можно прочесть на всероссийском поэтическом сайте. Или вот, вглядеться в синее небо, вдохнуть яблочный аромат. Сколько их, вернувшихся, но забытых? Варфоломеевка точно помнит всех.
Комментировать:
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.