"Вести: Приморье. Новости культуры" от 30 сентября 2017 года

Главный поставщик событий на этой неделе — Приморская картинная галерея с проектом «Дни Эрмитажа». Как известно, столица края — один из трех в мире городов, где главный музей нашей страны обозначил свои филиалы. Центры Эрмитажа уже работают в Амстердаме и Казани. Во Владивостоке открытия ждут в 2019-ом, после реконструкции предназначенных для будущего центра зданий по улице Светланской. Но уже третий год подряд, на площадке галереи, коллеги искусствоведы проводят уникальный именной фестиваль с лекториями, мастер-классами для реставраторов и выставками шедевров из именитой коллекции.

Рубрика "Музеи"

Дни Эрмитажа во Владивостоке открываются почти семейным торжеством — в зеленом зале говорят о реставраторах Приморской картинной галереи. В этом году - 50 лет мастерской, где возвращают жизнь холстам гениальных живописцев. И в честь этой даты, спасенные полотна представлены публике с оригинальным портфолио. К большинству их прикасались руки опытнейшего мастера, Светланы Антоновны Плешивцевой.

Портрет Генри, герцога Глостерского — авторство неизвестно. Однако, это художник голландской школы. В 1975 году картина поступила в реставрационную мастерскую приморской галереи со значительными утратами красочного слоя и сильной деформацией. Каким был Генри, можно видеть на фото. А это — «Кающаяся Мария Магдалина», 15 век, копия известного полотна Тициана. Итальянские мастера поощряли копирование как учебный процесс. И в этом случае, ученик нисколько не хуже. Полотно это, кстати, попало во Владивосток из Эрмитажа, когда в регионы для создания новых музеев и галерей отправляли часть фондов главной кладовой искусства страны.

Светлана Руснак, куратор будущего центра «Эрмитаж-Владивосток»: «Нам кажется, что, когда мы воспринимаем живопись, очень важно уметь видеть и очень часто понимать, как, из чего состоит живописный слой, как живет произведение в большом времени, это как раз понимать, как работают реставраторы..Искусствоведы сохраняют память, восстанавливая имена художников, понимая атмосферу эпохи, в которую они были созданы, а реставраторы сохраняют само наследие. И вот эта выставка всё соединяет. Не случайно у нас здесь гравюра Хоггарта «Время, разрушающее картину», Так вот, реставраторы, они противостоят этому времени».

Корреспондент: «Я знаю, что закрывается на реконструкцию здание под будущий центр Эрмитаж-Владивосток».

Светлана Руснак: «Это большая радость, что как только завершатся Дни Эрмитажа, сразу начинается реставрация… Мы просили дать нам возможность показать все выставки… Так что, надеемся, что 2019 год станет большим подарком нам и соседям по региону. Потому что Эрмитаж — это, конечно, жемчужина в короне культурного наследия российского...»

На выставке «Живопись и время» встречаем генерального консула Японии во Владивостоке. Художественный руководитель приморского драматического театра имени Горького Ефим Звеняцкий с удовольствием позирует на фоне западно-европейских шедевров. А это — гости из Хабаровска, коллеги-реставраторы, которым Дни Эрмитажа во Владивостоке уже помогли сделать невероятное открытие.

Елена Евстратова, заведующая реставрационной мастерской Дальневосточного художественного музея: «У нас был опыт, мастер-класс с Эрмитажем, только по масляной живописи. Очень много было открытий. В том числе и Жером. Много его крали в истории, из каких-то запасников, но он имел обыкновение возвращаться через руки реставраторов».

Татьяна Маневич, художник-реставратор Дальневосточного художественного музея: «Картина в 30-е годы поступила к нам из Эрмитажа. А в 46-ом вдруг пропала из экспозиции, маленькая, вынесли незаметно. И благодаря мастер-классам, мы вышли на художника и сделали открытие».

Елена Евстратова, заведующая реставрационной мастерской Дальневосточного художественного музея: «Так сложились обстоятельства. Да и Жером возвращается всегда на место экспозиционное. Так оно и произошло. Это была частная коллекция, человек к нам обратился за реставрационным процессом… И совершенно не подозревал. А как раз на мастер-классах по масляной живописи Мария Шулепова работала с жеромовской картиной «Бахчисарайский фонтан». Думаю, где же она может быть, эта подпись — и оказалось в архитектурных элементах».

Картину вернули в фонды Дальневосточного художественного музея. А хабаровчанки на этот раз увидят мастер-классы по темперной живописи. Это прежде всего русская иконопись и ранняя живопись Италии. Но представьте, как им повезло! Реставрационные, закрытые от обычных посетителей галереи помещения — в двух шагах от шедевра Эрмитажа — античной амфоры. И еще одного открытия этих Дней — виртуальных экскурсий по главному музею страны.

Алена Даценко, директор ПГКГ: «Будучи во Владивостоке, окунуться, например, в зал Юпитера — интереснейшего зала античной скульптуры в государственном Эрмитаже. Рассмотреть всю скульптуру в подробностях мельчайших, потому что уникально оцифрованы все экспонаты... Можно увидеть даже все инвентарные номера...»

В здании будущего центра «Эрмитаж-Владивосток» до 1 октября - сеансы фильма с Константином Хабенским «Эрмитаж. Погружение в историю». Тоже виртуальные. Их первыми опробовали гости открытия «Дней...». Специальные очки, наушники. И человек уже в Петербурге.

Вероника Ильина, специалист управления министерства культуры по Дальневосточному федеральному округу: «Находишься где-то там внутри. В самом Эрмитаже и вокруг. Крутишься, и всё видишь. Шикарно!»

В зеленом зале уютно расположился библиотечный салон приморской галереи. В честь Дней Эрмитажа, у посетителей не спросят читательского билета, но могут угостить чашечкой чая.

Ольга Катренко: «Филиал библиотеки Приморской картинной галереи, специально здесь организованный, чтобы показать вот здесь, в шкафу, и секретере, и на мальком столе — новые подарки от Эрмитажа. 164 книги об искусстве. Вот, например, «Византия сквозь века»…»

Все события «Дней...», по традиции, доступны широкой публике. И ко всему прочему, зрителей ждет сюрприз, если успели до 1 октября побывать на выставках, сеансах виртуального кинотеатра, лекториях и собрали шесть фирменных наклеек. На закрытии проекта, в дар, они получат каталог с уникальной печатью Дней Эрмитажа Во Владивостоке-2017.

***

На время отвлечемся от эрмитажных дней. И побываем на сентябрьском Печатном дворе. Точнее там, где несколько лет назад был придуман этот формат общения издателей и читателей — в краевой публичной библиотеке имени Горького. Сюда, чтобы познакомиться поближе с приморцами и рассказать о своём прадедушке Борисе Оржихе, приехали из Канады и далекой Чили сразу девять его потомков. За годы, они утратили знание русского. Но не забыли о владивостокских корнях.

Рубрика "Литература"

Легкое волнение в «Горьковке», Оржихи задерживаются во владивостокских пробках. Туда ли их везут? Приморский город монументально изменился по сравнению со старинными фото. Их прислали в библиотеку из Чили, по ним изучали Владивосток дети, внуки, правнуки…

Вячеслав Савруев, заведующий сектором периодики Приморской краевой публичной библиотеки им. Горького: «Замечательная фотография нашего любимого города. Какой был славный каток в бухте Золотой Рог. Триумфальная арка и это здание. Оно было разрушено в 50-е годы, сейчас на его месте «Орлиное гнездо». На семейной фотографии - его жена с детьми. Рядом с их домом..»

Борис Оржих — урожденный одессит - по сути своей революционер без страха и упрека, 10 лет отсидевший в Шлиссельбургской тюрьме в холодном и дождливом Петербурге. Однажды он попросил прощения у царской семьи, за что был проклят уже соратниками. А мрачные казематы ему заменили ссылкой на самый краешек России — несколько лет он работал на железной дороге в Уссурийске.

Вячеслав Савруев, заведующий сектором периодики Приморской краевой публичной библиотеки им. Горького: «У него была тяга к цветоводству. И в адресных книгах Владивостока тех лет можно встретить рекламу — цветочное хозяйство Оржиха».

Он и сам расцвел на берегах Золотого Рога. Встретил любовь, Параскеву. Здесь родились его дети. Два мальчика и девочка. И жизнь на Орлиной сопке складывалась гладко, пока не наступил горячечный 1905 год. Революционные ветры долетели до Приморья. Борис Оржих был вынужден покинуть Россию. Но и в Японии пробыл недолго. Только в Чили, одной из старейших демократий Латинской Америки, нашел долгожданную свободу. Демократических идеалов придерживаются все его потомки. Вот они, наконец-то, добрались.

На «Печатный двор», в гости к библиотеке, первое книжное собрание которой подарил их прадед — приехали братья и сестры, родные и двоюродные. В зеленом — Мария-Элиса. Говорят, самый преданный исследователь жизни Оржихов, составитель генеалогического древа.

Мария-Элиса Оржих-Кампа, правнучка Бориса Оржиха (Чили): «Мой дед, Борис Борисович Оржих умер, когда мне было 6 месяцев, поэтому мы не получили прямого воспитания от него, но наши родители сумели передать нам его идеалы. Он был очень известным человеком в Чили, адвокатом, и он всю свою жизнь посвятил тому, чтобы защищать интересы бедняков: крестьян, шахтеров. И так как наша фамилия русская, крайне необычная для Чили, меня постоянно спрашивали, откуда она. Потому с ранних лет меня волновала история моей семьи, жизнь моего прадеда и моего деда...»

Интересно, что Оржихи Южной и Северной Америк свои чемоданы собрали быстро и одновременно, как только узнали, что старший брат, тоже Борис, приглашен во Владивосток. Одного не отпустили. Но это не главный повод преодолеть долгий путь через три континента.

Мария-Элиса Оржих-Кампа, правнучка Бориса Оржиха (Чили): «Для нас крайне важно находиться здесь, потому что мы хотим знать корни нашей семьи, хотим знать историю нашего прадеда. И «Печатный двор» поможет нам в этом».

А это открытие для всех Оржихов — кирпич, обнаруженный на месте их владивостокского родового гнезда.

Владимир Воробей, краевед-любитель: «Он находился именно в воздуховоде, который обогревал дом Оржихов».

В «Горьковке» на века остались книги Бориса Оржиха. Вот они, в темных переплетах — труды философов, исследования географов, иллюстрации архитекторов. И беллетристика, конечно. Возможно, визит далеких потомков вдохнет в эти томики новую жизнь.

***

И еще об истории. О первых итальянских картинах, о древнерусском искусстве иконописи. В Дни Эрмитажа во Владивостоке состоялся третий мастер-класс специалистов реставрационных мастерских из Петербурга. Лаборатория темперной живописи Государственного Эрмитажа собрала в приморской картинной галерее коллег из Хабаровска, Якутска, Южно-Сахалинска. И благодаря пристальному вниманию нашей видеокамеры мы можем наблюдать то, что не было доступно простому зрителю. Практически без комментариев и купюр — смотрите, как восстанавливают так называемые темперные доски. На таких, с помощью темперы, краски на яичных желтках — иконописцы обычно писали божественные лики, а первые художники старой Италии — легендарные профильные портреты.

Рубрика "Изобразительное искусство"

Десант из Петербурга на третий мастер-класс от Эрмитажа — ведущие специалисты одной из самых интересных научных лабораторий. Научное — значит сквозь призму всей исторической, творческой и технической мысли. Из Северной столицы во Владивосток привезли, например, одну редкостную деревянную конструкцию.

Ирина Гефдинг, художник-реставратор 1-ой категории Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург: «Эта конструкция — вайма. Основная её задача — удерживать напряжение, мы еще будем ставить распорки. Она должна быть в этом месте абсолютно не гнущейся».

Она с пониманием относится к телевизионным помехам. Ведь мастер-класс проходит в реставрационной мастерской Приморской картинной галереи. Места здесь достаточно и для большего числа специалистов. Но нужно полезную информацию донести и коллегам из регионов, и той публике, которая сможет увидеть это таинство, благодаря искусству оператора ГТРК «Владивосток».

Пока группа реставраторов следит за руками Ирины Гефдинг, обращаем внимание на главный реставрационный стол. Здесь большая икона. Сюжет угадывается. Это «Троица». И опыт журналистский подсказывает её возраст. Конец 18 — 19 века. И точно. Оказалось, начало 19-го. Из фондов приморской галереи. Проблемы темперной доски видны невооруженным глазом: вздутия красочного слоя, того самого, который и дал название искусству — темперная живопись. Сверху левкаса, укрепляющего доску, здесь — натуральные краски, разведенные на яичных желтках. И после того, как реставраторы устранят проблему пузырьков, они смешают новый состав и оживят памятник.

Ирина Гефдинг, художник-реставратор 1-ой категории Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург: «Вот это - кокосовая стружка, коко-шелс называется. Это наполнитель, а связующая — клей. Он дает хорошую массу, подвижную. Она не быстро застывает, никакой гонки нет».

Её стараются не беспокоить вопросами, разве что абсолютно в тему. Светлана Антоновна Плешивцева — ведущий реставратор на Дальнем Востоке, заведующая лабораторией здесь, в Приморской картинной галерее, интересуется, почему после сложного и крепкого процесса склейки не выдержала её подопечная, одна из иконописных работ в запасниках.

Оказалось, проблема в попытке выпрямить. Питерцы учат не менять изгибы старинных досок, что бы там не сулило качество дерева. Через века, структура едва справляется с воздухом, влагой, легким дуновением. Вот почему вайма — деревянный упор — вот почему смешные палочки-ёжики.

Им ждать еще по крайней мере час, когда работу на мастер-классе можно считать завершенной. Но еще сутки как минимум понадобятся, чтобы доска приняла клеевой состав. Что там 24 часа — 20-летиями реставраторы ждут, порой, от этапа к этапу, когда можно будет взяться за очередную поправочку. Такова темпера. Но и хранятся эти памятники благополучнее холстов. Ведь сколько лет прошло, а живы и самые первые иконописные лики в наших музеях и храмах.

***

Рубрика "Интервью"

В новом сезоне абсолютно преобразилась Приморская краевая филармония.

Яркие краски на растяжках и оригинальных конструкциях у входа, живая музыка. Не то, что обычно мы слышим из динамиков. А настоящие музыкальные ансамбли перед филармоническим входом настраивают публику на джазовый лад. Обо всем этом и многом другом с директором краевой филармонии Анной Алеко поговорил Сергей Землянский. Фрагмент его большого интервью:

- Предстоящий в ноябре джазовый фестиваль. Каким он будет?

- Впервые будет польское трио и на закрытии мы увидим и услышим кубинский джаз. Программа разнообразна, от классики до экстравагантной вариации. На любой вкус и цвет. 10 ноября начинаем. Программа готова....

- Но пока не об этом. Ваши гости всегда с удовольствием приезжают во Владивосток? Как удается приглашать звезд?

- Есть такие музыканты, которым интересно всегда приезжать во Владивосток. Их не пугает время года, им нравятся наши люди. Фестиваль на самоокупаемости... Есть одно но. Взаимовыгодное сотрудничество с посольствами и консульствами. Франция полностью оплачивают и трансферт, и гонорарную часть. В этом году к ним присоединилась и Польша. В следующем году Словакия желает быть у нас на таких же условиях

- О фестивале классической музыки стран Азиатско-Тихоокеанского региона искусства теперь поговорим.

- Мы решили немного поменять наполнение. Теперь не только классика, но и традиционная народная музыка. В сухом остатке мы получили Корею, Китай, Якутию в классическом воплощении.

- Теперь о проекте «Танго страсти».

- Его готовит главный дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра... Танцоры наши, приморские, чемпионы России, чемпионы Европы и мира, регион у нас благодатный, чтобы найти таланты в разной области культуры и искусства.

***

Это была программа «Новости культуры». Мы увидимся с вами вновь, как только поводов поговорить об искусстве, музыке, народном творчестве будет достаточно.


Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Новости партнеров

Loading...

Добавить комментарий

*ВНИМАНИЕ! В комментариях на сайте vestiprim.ru запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные слова, оскорбления в адрес кого-либо. Запрещено размещать информацию, способствующую разжиганию религиозной, расовой и национальной розни. Запрещены сообщения, призывающие к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта.
Пожалуйста, будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.


Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Пройдите проверку:
Школа телевидения


Школа телевидения


В объективе: дети


Школьное радио








Детские Вести






Отдых у моря