Все дороги ведут на Тихоокеанский флот. Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

Все дороги ведут на Тихоокеанский флот. Совместный проект «Вести:Приморье» и «Боевой вахты»

Представляем совместный проект официального сайта ГТРК «Владивосток» — «Вести: Приморье» и газеты Тихоокеанского флота России «Боевая вахта». На своих медиаплощадках мы представим материалы о мирных и военных буднях моряков-тихоокеанцев за авторством коллег легендарной газеты военных моряков-дальневосточников.

Путь в армию для многих становится семейной традицией, но герой нашего материала решил, что стать военнослужащим можно вопреки всем обстоятельствам. Сделанный Андреем Викторовичем выбор определил всю его дальнейшую жизнь. Служба на Военно-Морском Флоте России навеяна романтикой, все прелести которой за почти 20 лет службы он успел полностью вкусить.

Командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев» капитан 3 ранга Андрей Шевченко стал военнослужащим по зову сердца. Желание стать военным моряком появилось ещё в подростковом возрасте.

Выбор жизненного пути

«Нет, династии у нас не было, мои родители далеки от армии, но иногда выбор жизненного пути — это не про наследие, а про то, что внутри. Наверное, так и со мной. Что-то будто щёлкнуло: захотелось испытать себя там, где правила пишет не жизнь, а долг. Где каждый шаг — это ответственность, а не просто слово из учебника», — поделился Андрей Викторович.

Командир боевой части на корабле 1 ранга — всегда фигура значимая, пользующаяся авторитетом в экипаже. Как простой мальчишка из русской семьи, жившей в Кыргызстане, смог влиться в доблестные ряды тихоокеанцев и достичь такой величины? Ответ прост: характер решает всё!

«Родом я из Каракола, небольшого городка у подножия Тянь-Шаня, где снежные вершины соседствуют с советскими пятиэтажками. Это тот самый Кыргызстан, где даже воздух пахнет историей: раньше город назывался Пржевальский, в честь русского путешественника. А рядом — озеро Иссык-Куль и наша российская база в районе села Липенка», — Андрей Викторович скромно поправляет рукав форменной куртки, и в его голосе чувствуются нотки ностальгии.

«В школе я метался между интересами: то радиостанции мастерил, то запоем читал Жюля Верна. Но к старшим классам всё встало на свои места.»

«Мы тогда занимались в клубе юных моряков — точно не из-под палки, а по желанию. Там нам рассказывали про подводные лодки и военные корабли, учили плавать и вязать морские узлы. Помню, как мальчишкам во дворах хотелось стать каким-нибудь героем», — вспоминает командир боевой части корабля.

База в районе села Липенка для Андрея Викторовича оказалась неким окном в мир настоящего военно-морского дела. Он помнит тех бравых парней, которые уверенной походкой с безукоризненной выправкой каждое утро шагали на службу. Будучи подростком, будущий тихоокеанец любил смотреть тематические советские фильмы про службу в ВМФ. Кинематограф окончательно его вдохновил на то, чтобы связать своё будущее со службой на военном корабле.

«До сих пор в голове кадр из старого фильма, на котором офицеры в белых кителях нависли над картами — это было красиво, как ритуал. Тогда и понял: хочу не просто служить, а быть частью всего этого военно-морского дела, где даже пуговица на мундире — символ чего-то большего», — делится капитан 3 ранга Андрей Шевченко.

В 2006 году Андрей поступил в легендарный Санкт-Петербургский военно-морской институт имени Петра Великого на факультет минно-торпедного вооружения.

В 2011 году, на пятом курсе, курсантов ждала стажировка. Минёру достался Северный флот, но в душе его манил Дальний Восток.

«Владивосток тогда будоражил воображение: новые мосты, океанская безбрежность. Я нашёл однокурсника, мечтавшего о Севере, и мы обменялись местами. Командир только пожал плечами. «Меняйтесь, если хотите», — вспоминает его слова Андрей Викторович.

Каждый день на флоте — это своеобразный экзамен

Так Андрей оказался на Тихоокеанском флоте. Стажировка началась с выхода в море на БПК «Адмирал Трибуц» под командованием капитана 1 ранга Андрея Кузнецова. Во время выхода корабля в море на отработку курсовой задачи К-2 командир БПК заметил вовлечённость стажёра во всё происходящее и неожиданно предложил: «Хочешь служить на больших кораблях?» Через неделю на руках у молодого минёра уже было отношение на службу на большом противолодочном корабле. Это был счастливый момент для курсанта, чувства переполняли душу.

«На флотилии в то время не хватало офицерских должностей. Мне предложили на какое-то время занять старшинскую должность. Пять месяцев я, грубо говоря, чинил проводку, пока должность командира группы минно-торпедной боевой части корабля не стала вакантной», — рассказывает Андрей Викторович.

Первыми впечатлениями для молодого офицера на военном корабле стали дальние морские походы. Для него они начались не с морских миль, а с трепета перед неизвестностью.

Зарубежные порты словно калейдоскоп культур: Индия, Китай, Сингапур, Таиланд, Филиппины и другие страны заворожили. Андрей понял, что служба на Военно-Морском Флоте имеет преимущества перед службой в других видах и родах войск.

Только у военных моряков существует уникальная возможность «путешествовать», при этом одновременно выполняя важную государственную задачу по укреплению международных дипломатических связей. Но за этой романтикой — стальные нервы перед корабельной службой, которая предполагает, чтобы военнослужащий был сильным не только физически, но и морально. Каждый день на флоте — это своеобразный экзамен.

Прослужив какое-то время командиром группы минно-торпедной боевой части, капитан 3 ранга Андрей Шевченко переводится с повышением на БПК «Адмирал Виноградов» на должность командира батареи.

«Мне предложили стать комбатом — командиром батареи БЧ-3. Не скрою, я этого хотел. Чтобы однажды возглавить боевую часть, нужно пройти все ступени, понять, как живёт каждый узел, каждая душа в экипаже», — говорит офицер.

Его голос твердеет, когда речь заходит о службе на «Виноградове». Он подчёркивает, что командир батареи — это словно некий мостик между личным составом и командиром боевой части. На этой должности не просто исполняешь приказы, а учишься видеть картину целиком. Как шахматист, просчитываешь ходы, но помнишь: за каждой фигурой стоит человек.

«Сложно? Нет. Потому что знал: это путь к главному. Хотел, чтобы, когда стану командиром БЧ, за мной не числилось «белых пятен». Как можно требовать с других, если сам не прошёл их путь?» — улыбается Андрей Викторович, вспоминая те два года.

Настоящий прорыв в службе случится потом — после окончания курсов повышения квалификации, куда его вскоре отправили на учёбу.

«После двухгодичных курсов переподготовки и повышения квалификации при Военно-морской академии имени Адмирала Н.Г.Кузнецова в Санкт-Петербурге меня снова ждали приятные перемены в должности», — вспоминает капитан 3 ранга Андрей Шевченко.

В этот момент в главной базе Тихоокеанского флота в соединении надводных кораблей происходит ротация кадров: уходит флагманский специалист-направленец, вместо которого назначают штатного командира БЧ-3 БПК «Адмирал Пантелеев». Освободившуюся на корабле должность предлагают Андрею Викторовичу.

«Я согласился без колебаний. После курсов горел желанием доказать, что готов к такой ответственности», — говорит он.

На вопрос о том, какими качествами должен обладать офицер на такой должности, командир БЧ скромно отвечает, что самое главное — не давить авторитетом, а вникать в детали.

«Ты отвечаешь не только за технику, но и за 29 человек под твоим началом. Здесь нельзя быть «над» — нужно быть «вместе», — делится командирской мудростью тихоокеанец.

Военный корабль построен для того, чтобы бороздить моря, обеспечивать безопасность морских границ Отечества, демонстрировать Военно-морской и государственный флаги на бескрайних просторах Мирового океана. Поэтому главной целью всей команды является успешная боевая работа и постоянное стремление улучшить её результаты. Для этого каждый день проводятся корабельные тренировки по всему спектру поставленных задач. Экипаж тренируется постоянно в любых условиях гидрометеорологической обстановки как в базе, так и в море.

На плечах военнослужащих минно-торпедной боевой части большого противолодочного корабля, чья основная задача — поиск и уничтожение подводных лодок условного противника, лежит высокая ответственность. Задачи боевой части Андрея Викторовича — применение торпедного, противолодочного, минного, противоминного и противоподводно-диверсионного оружия, средств защиты и акустического подавления, производство подрывных работ. Личный состав БЧ-З — это торпедисты, торпедные электрики, минёры и другие специалисты, которые обслуживают комплексы данных видов оружия. В боевой обстановке, когда усилиями всего экипажа вражеская подлодка всё-таки оказывается обнаруженной, командиру БЧ-3 важно в нужный момент выполнить точную стрельбу по ней. Для того чтобы в этот самый ответственный момент не дать врагу уйти, во время выходов корабля в море личный состав на боевых постах отрабатывает до автоматизма весь алгоритм действий по своему кругу обязанностей. Таким образом, военные моряки повышают свою боевую выучку и профессионализм, их действия приобретают уверенный характер, что в итоге приведёт к успеху в выполнении поставленной задачи.

«Помню, на учении в море мы охотились за подлодкой «противника». Два часа вели её, потом выпустили торпеду. Все выполнили свои обязанности на отлично, и механизмы сработали идеально, без сбоя: цель «поразили» точно. За эту стрельбу нас представили на приз главнокомандующего ВМФ», — скромно говорит командир БЧ-3 об одном из своих самых ярких эпизодов учебно-боевой жизни.

Андрей Викторович объясняет, что одна из его основных задач в ходе подобных мероприятий — не просто отдать приказ, а убедиться, что каждый в цепи понимает свою роль. Именно такой подход помог его команде добиться рекордного результата на стрельбах.

Командир боевой части улыбаясь говорит, что любит сравнивать выполнение задач в море с исполнением музыкальной симфонии: «Наши учения как партитура. Гидроакустики задают ритм, артиллеристы — басовые ноты, торпеды — кульминацию. А дирижёр — экипаж, где каждый, от матроса до мичмана, знает свою партию».

На вопрос о возможных трудностях и о том, кто тогда поможет самому командиру боевой части, офицер отвечает, что всегда есть те, кто уже прошёл этот путь до него и, как полагается в офицерском братстве, всегда готов подставить своё плечо.

Был задан и традиционный вопрос: какими качествами должен обладать военно-морской офицер? Капитан 3 ранга Андрей Шевченко ответил практически не задумываясь: «Терпение. Умение вникнуть... И любовь. Да, вы не ослышались. К делу, к морю, к людям. Без этого все уставы — мёртвые буквы».

И добавил, уже серьёзно:

«Но есть и жёсткость. Только не к подчинённым, а к самому себе. Без этого никак. Чтобы достигнуть победы над врагом, необходимо сначала победить себя! В первую очередь я имею в виду самоорганизацию, которая помогает успешно выполнить поставленные задачи как в повседневной службе, так и в боевой подготовке».

У Андрея Викторовича надёжный тыл: семья, которая, как он говорит, точно никогда не подведёт. Из дальних морских походов его дома ждут любимая жена и маленькая дочь.

«Жена? — его взгляд теплеет. — Она не просто терпит мои походы. Она часть службы. Она знала, за кого выходит замуж, и я от неё не скрывал всех тягот и лишений, которые нам предстояло пройти вместе. Мы справляемся со всем и, я уверен, дальше пройдём все трудности».

На флоте ценят дела, а не речи

Капитан 3 ранга Андрей Шевченко не любит громких слов. «На флоте ценят дела, а не речи», — говорит он. Его каюта на большом противолодочном корабле «Адмирал Пантелеев» больше напоминает лабораторию: схемы боевых систем, графики учений и потрёпанный справочник по морской тактике — настольная книга со времён училища.

Впереди у командира БЧ-3 ещё много морских миль, важных задач и новых горизонтов — как в море, так и в службе. На таких преданных Родине офицерах, как он, можно смело сказать, держится Военно-Морской Флот России.

Андрей Викторович пришёл на Тихоокеанский флот ещё совсем молодым лейтенантом, мечтавшим о дальних походах. Сегодня, спустя без года 20 лет военной службы, он уже опытный командир, уверенно руководящий одним из важнейших боевых подразделений корабля. Много премудростей у военно-морской службы, но главное, как и везде, — это оставаться человеком. Это первое правило Андрея Шевченко, с которым он шагает по жизни и которое его никогда не подводило, как никогда не подводил его вверенный ему личный состав, как он никогда не подводил своего командира. Богата Россия достойными сынами своими!

Дмитрий УБОГОВ.

Фото из архива героя публикации и открытых источников.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.