«Парфюмерша» из Владивостока мечтает окунуться в «библиотеку» ароматов в Париже. Спецрепортаж Максима Каленника

Как часто вы позволяете себе, хотя тут и на ваш век хватит и правнукам, пойти в чем-то из этого?

В мир носить - это надо иметь смелость, это же может быть вторжением в чужие границы, и это аромат не все поймут. Но если микродозы, не пшики, а намазиком, чтоб был легкий шлейф и аура. А не как раньше, в 90-е все пользовались Poison, вот такой ядовитый аромат. Тогда даже писали в ресторанах «No smoking. No Poison», потому что им обливались. На самом деле каждый флакон это машина времени. У каждого своя. Кто-то ищет мамины любимые духи, бабушки. У меня тоже есть духи, которые возвращают меня на пару десятков лет назад.

Скорее всего, тем, кому сейчас около 40, чтобы перенестись во времена своей бабушки или юности мамы, будет достаточно познакомится с Анной и напроситься к ней домой на кружку ароматного кофе. По ходу беседы она поставит рядом множество невзрачных коробок, раскроет их, и с этой минуты начнется путешествие в прошлое. Сами по себе возникнут ассоциации и образы.

Я сейчас знаете, что вспомнил... «Покровские ворота», когда Маргарита ведет Олега Меньшикова на встречу к своей маме и говорит «вот тебе духи - «Красная Москва», подаришь маме». Не ошибаюсь?

Анна Орлюк, биолог, коллекционер парфюма: «А вот она стоит, кстати. И можно посмотреть трансформацию флакона. И это самый древний из всех, что мне удалось найти. И форма Кремля, и бутылочка с притертой пробкой стеклянной. Потом производство удешевляли, и бутылочка стала такой, а вот сейчас это делает «Заря» и даже сравните цвет жидкости!».

- Стало больше химии, да?

- Ну, но стало более прозрачным и легким. Конечно, канва аромата сохранена, но даже визуально можно понять насколько они отличаются.

Кстати, это же на самом деле духи французские. Это «Любимый букет императрицы» они назывались. Когда большевики нациолизировали фабрику «Брокар», они переименовали духи эти, они предназначались императрице Марии Федоровне, их выпускают до сих пор.

Анна Орлюк. В ее голове - сотни файлов про историю мировой парфюмерной промышленности. Про содержимое каждого флакончика в этой коллекции она готова рассказывать, рассказывать и рассказывать. Десять лет назад она погрузилась в мир винтажных ароматов. Если вы не знаете, как пахнут пыльные шторы «Версаля», то вам надо обратиться к Анне. Ведь именно с этого запаха все и началось.

Анна Орлюк, биолог, коллекционер парфюма: «Это были вот эти духи. Bal a Versailles от Jean Desprez. Даже не знаю, что меня в них поразило больше, может, оформление. А может то, что продавец сказал: пахнут пыльными шторами «Версаля». И вот с этого Остапа понесло».

- А ну дайте понюхать, как пахнут пыльные шторы «Версаля».

- Они очень концентрированные. Как у бабушки.

- Это вот все говорят, как у бабушки, а потом начинают появляться нюансы. Потом шлейф начинает играть, начальные ноты. Потом конечные и все это как симфония играет.

В игре симфоний селедка виновата. Одним из серьезных дел ее жизни было ее изучение. Не той, что в заливочке вкусной, не матье, и не горячего копчения даже. А исключительно первой свежести - в океане живущей. Анна молекулярный биолог, выделала ее ДНК. Так вот. Отправили как-то раз Анну на симпозиум на американский континент в Лос-Анджелес, где надо было выступить с докладом о популяционной генетике этой рыбы. Когда всю программу завершили, попался на глаза нашей героине винтажный магазин парфюма и решила зайти. Полюбопытствовать, чем человечество предпочитало пахнуть раньше. Тогда ничего не предвещало, что этот поступок поделит ее жизнь на До и После.

Сейчас это выглядит так. Увидела на специализированных сайтах флакончик, заинтересовал, начинает изучать историю и оказывается, это была ароматическая любовь самого Майкла Джексона - этим парфюмом он весь дом орошал. Или, к примеру, вот этот бутылёк у Элизабет Тейлор на ночном столике стоял. В его содержимом она спать предпочитала. В общем, начинаешь в этом копаться, точнее, ныряешь в эти эмульсии с головой и… Не удерживаешься и покупаешь для коллекции. Что-то по 20, что-то по 30 и больше. Тысяч рублей, конечно.

Насколько работа парфюмера, это такое вдохновение, его история вдохновляет. Он заказывает у стеклодувов форму, которая должна быть. Вот всё цельно. Единство возникает. А сейчас придите в Иль-де-Ботэ или Л'Этуаль и все такое безликое.

Сожалеет Анна, что не все ароматы выдерживают время. С некоторыми происходят перемены на химическом уровне, их оригинальные запахи прячет туман флюидов. Кстати, есть в коллекции и мужские ароматы, но к гендерному разделению парфюма Анна в некоторых случаях относится с осторожностью.

Анна Орлюк, биолог, коллекционер парфюма: «Тот же Dior, вот, понюхайте. Мы поймем, что и на мужчине он будет неплохо сидеть. Это же мох железобетонный, это не про женщину в кружевах, тут жесткость».

Почему то у меня ассоциация с Маргарет Тетчер.

А ведь это 47-й год, коллекция послевоенная, где на смену неженственным формам пришел образ с тонкой талией и пышной юбкой.

К вам друзья записываются в очередь, мол, помоги с выбором подарка.

Нет, я завтра не могу, но да. Это не так часто, обычно, когда хочется что-то вдумчивое купить, чтобы это отражало внутренний мир твой и отражало настроение.

Наводя справки про очередной винтажный аромат, попутно изучаешь историю войн, дворцовых интриг и безумной любви. Оказывается мир парфюмерии очень сильно и витиевато переплетен со всем этим.

Анна Орлюк, биолог, коллекционер парфюма: «Нашла информацию, что Жак Герлен посвятил этот аромат героине романа, японке Мицуке. Она влюбилась в английского адмирала. Оба ее возлюбленных погибли в битве, и она покончила жизнь самоубийством. Вот флакончик с перевернутым сердцем. Аромат стал мега популярным и продано было миллионы флаконов. Но он не так прост, как кажется. Жак Герлен попытался воссоздать в этом аромате душу японки. И он попытался сделать это с новыми молекулами, которые звучат как «вяленый персик». Это начало 20-х годов, тогда химия еще не использовалась так широко в парфюмах».

Не хватает современным духам и туалетным водам души. Анна со знанием дела к этому вопросу подходит. Многие бренды работают на запрос молодого поколения, который сделает им кассу. Некоторые запахи похожи друг на друга до состояния почти полной идентичности. К тому же с 2010 года пошли запреты на использование ряда натуральных компонентов, которые могут быть аллергичны. А еще стиль унисекс, скорее всего, не пошел на пользу индустрии запахов с точки зрения поиска индивидуальностей. Ей очень нравятся 50-е. Один из любимых образов - Одри Хепбёрн. Шляпки, жакеты, костюмы. Кстати, в честь нее тоже был создан аромат со странным названием — «Я вам это запрещаю».

Анна Орлюк, биолог, коллекционер парфюма: «Лично для нее, Юбером де Живанши. Он презентовал ей флакон. А когда она сказала, что он прекрасный и очень нравится, он сказал, что я его буду продавать, чего добру продавать. А она говорит, я вам это запрещаю, а он отвечает - значит так и назовем. Погружаешься в тему и начинаешь, но мне ароматы не снятся, это хобби. А муж мой тоже развил свой вкус стремительно, потому что я на него наношу, он у меня как блоттер, на каждой коже один и тот же аромат раскрывается по-разному. Он только просит на ночь ничего не мажь, а то тяжело. Он сказал на один аромат, что мол, пельменями пахнет».

Да, кстати, про восприятие запахов. Оно может быть сугубо индивидуальным и до нешуточного скандала довести. Ведь что для одного кажется прекрасным, для другого газовой атаке подобно.

Анна Орлюк, биолог, коллекционер парфюма: «Есть ли способ, как сказать человеку, что это невозможно, и, в тоже время, его не обидеть?».

Это нарушили ваши границы рабочие, где не следует носить такие ароматы. Причем сам человек может думать, что от него вообще не пахнет. Потому что у нас механизм восприятия ароматов очень сложный. Надо просто попросить человека, мол, сам пшикайся сколько хочешь, но в рабочих моментах, пожалуйста, соблюдай политкорректность. Кстати, сейчас вряд ли женщина обходится одним ароматом. Один для себя, в другом куда-то пойти. Чистый и не напряжный. Эти ароматы называются «белая рубашка». Не надо смешивать что-то специфическое, идя, к примеру, в тот же спортзал.

Уже десять лет Анна принюхивается. Говорит, что запах Владивостока вообще несравним с другими городами. У нас Запад с Востоком перемешались в коктейле самых смелых ароматов. И хотя жители города В больше предпочитают свежие, акватические запахи, яркие ароматические приветы из юго-восточной Азии и даже древесных джунглей Таиланда и Индии ощутимо слышатся в людных местах.

Анна Орлюк, биолог, коллекционер парфюма: «Когда вы просто из флакона нюхаете, вы увидели лошадей от колесницы. Парад идет, лошадей увидели, ну всё, бабушка, нет, не моя тема. А нужно дождаться, когда парад пройдет, кучер сидит, а потом в карете сидит уже царица, это уже средняя нота пошла. А потом уже шлейф и все ее придворные слуги. Надо все прослушать и иметь терпение, надо дать духам время раскрыться».

Становится профессиональным парфюмером уже поздно, говорит Анна. Себя она как ценитель позиционирует, но содержимое многих флакончиков все-таки, как биолог, почти на молекулярном уровне ощущает. И даже ее муж был вынужден включиться в это хобби - помог с полками для коллекции. Правда выставляют ее здесь лишь по особому случаю и на считанные часы.

Анна Орлюк, биолог, коллекционер парфюма: «Мечта у меня - попасть в Париж в одно место, где типа библиотеки ароматов. Не все, но максимальное. Приходишь туда как в кафе, и у тебя есть перечень ароматов, ты выбираешь, и ставишь себе галочки, они там хранятся в спецпомещениях со спецкондиционерами, потому что духи портятся от ультрафиолета, в прохладе хранятся. Я вот все храню в коробках, без доступа солнечного света. И вот там собрана самая большая коллекция, и я надеюсь туда попасть когда-нибудь».

Но с недавних пор у Анны еще одно увлечение появилось - заинтересовалась винтажными вещицами. Возможно, для их коллекционирования ее второй половине придется какие-то сундуки мастерить.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]
«Вести: Приморье» в Telegram и MAX — подпишитесь на самые актуальные и интересные новости!

Ваша оценка данного материала

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.