Какими сортами и почем будут кормить картофельные короли приморцев?Специальный репортаж Ольги Катренко
В то время как уссурийским картофелеводам засуха испортила все планы и погубила все надежды, в том числе, на испытание новых белорусских сортов — фермерам из Артёмовского округа глинистая почва подарила неплохой урожай, и теперь позволяет быть королями картошки. Они — главные поставщики второго хлеба ко всему приморскому двору и, в принципе, имеют право диктовать цены. О новых перспективах на зимние борщи и толчоночку — специальный репортаж Ольги Катренко.
Между алыми и белыми — никакой ограды — лишь овощные гектары. Алые — фермерская семья Ворониных — не зря на макушке тракторного бокса сидит симпатичная птица. Белые — Рыбаки. Такая фамилия. А профессионально Юрий Рыбак — кандидат экономических наук.
Юрий Рыбак, глава КФХ: «Чтобы сохранить один конкурентный уровень между фермерами, мы вынуждены покупать лучшее. То есть, если мой портнер — сосед — будет выращивать отечественую селекцию, а я голландскую — я буду иметь больше урожай, чем у него».
В отличие от соседа — Евгений Воронин кандидат наук технических. И сразу видно, кто есть кто, правда?
Евгений Воронин, глава КФХ: «Знаете, как у вас дома — есть какая-нибудь старенькая собачка, вот, любите вы эту собачку. Я этот трактор люблю».
Липецкий ЛТЗ-55, всего-то 20 лет тракторёнку. Но седоват и потрёпан. Всё же трудяга. В алом боксе поблескивают только иностранцы: кооперация США и Китая — Джон Дир и сказочный комбайн — точнее имя его напоминает о немецких сказочниках, братьях Гримм.
- Почему все-таки картофелеводы многие предпочитают немецкий комбайн
- Это лучшее, что есть на сегодняшний день.
- Как говорят, для уборки кукурузы — лучшее — «Кейс», а для картошки значит «Гримм».
- За собственные средства взять такую технику невозможно, чтобы она в короткие сроки окупилась, конечно, она окупается очень долго, но благодаря господдержке, льготному кредиту и субсидии все-таки мы смогли его взять и два года назад перешли на механизированную уборку.
И алые, и белые о советских временах вспоминают с улыбкой — тогда в картофельных совхозах коллективы были многолюдные. Почти без техники. Народу зарплату надо платить. А если в деле три человека и комбайн, куда пойдут все остальные? Такая вот экономика. Свой расклад — точнее взгляд на современность даёт старшее поколение белых. Владимир Ванюшкин всю жизнь отдал научному растениеводству, но давно не в белом халате, а в фуфайке.
Владимир Ванюшкин, кандидат сельскохозяйственных наук: «Знаете, что сейчас говорит в основном население? Мы не хотим горбатиться. Вот Юра Рыбак — горбатится, я — горбачусь. Вы не хотите горбатиться.
- Ну да, я готова полоть, пожалуйста, у меня земли нет, как и машины, чтобы до неё доехать.
- Вот именно, и земли нет — а почему? Потому что в своё время её побросали. Раньше-то всюду дачи, а теперь бурьян.
- Да что Вы, тут попробуй тронь, это уже чьё-то.
- Чей-то, но бурьян, ждет, когда наступит прекрасный момент, когда ее можно перепродать».
Дискуссия с ученым может быть вечной, как старая русская сказка о репке. Пока Алые делали ставку на картофель, морковь и свёклу...
Евгений Воронин, глава КФХ: «Моркови в этом году порядка 70 тонн с гектара — урожай товарный. По свекле - чуть ниже — в районе 50 тонн с гектара мы собрали. Но это тоже очень достойный показатель».
Белые еще и репой занялись. Есть ли в том прок?
Юрий Рыбак, глава КФХ: «В этом году, конечно, репы много не получилось вырастить — около двух тонн.
- Две тонны репы, сколько дедушек её тянуло!»
Проще узнать, сколько дедушек купили репу? Конечно, картошка - царица. У Алых — немецкая гала по 40 рублей за кило сейчас. У Белых — 35 отпускная цена. Интересно, во сколько знаменитый «картофельный папа» и еще один сосед Алых и Белых - Николай Сакара - оценил бы своего «артемовца». Как послушать — не корнеплод, а чудо какое-то. Он и в засуху, и в дождь отлично работает.
Николай Сакара, заместитель руководителя по научной работе Приморской овощной опытной станции: «В прошлом году он был включён в госреестр Российской Федерации охраняемых селекционных достижений. Мы корпели над ним 12 лет, мы его не только вывели, но и организовали при нем семеноводство, в том числе оригинальное».
Алые и Белые от опытных полей в двух шагах. Ведь в чем секрет соседства и такого дружного фермерства этих мест? Основатели хозяйств бок о бок трудились в аграрной науке, и когда рассыпались институты — пашни не разбазарили. Их дети дело продолжают, кормят нас картошкой. А мир, если он действительно развивается по спирали, скоро приведёт Воронина и Рыбака к суражевской селекции.