«Это сенсация»: Мертвые зоны обнаружены в заливе Петра Великого
Гипоксию придонных вод и мертвые зоны обнаружили в заливе Петра Великого! Сенсационные результаты получили приморские океанологи в ходе научного рейса. У берегов Приморья ученых интересовал Голубой углерод - явление, связанное с поглощением парниковых газов.
«Голубые легкие» у побережья Владивостока — в экспедиции увидела Елена Штылина.
Судно НацОНИФ «Профессор Гагаринский» идет на разведку глубин Уссурийского, Амурского, Славянского заливов. Во время якорных стоянок океанологи ведут «научную охоту» на моторных лодках.
Руль держит в крепких руках начальник экспедиции Павел Семкин. Команду он поднял в 4 утра, чтобы найти углеродный «след».
«Бухта Северная сегодня как в Сказке о золотой рыбке! Неспокойное синее море встречает отряд гидрохимиков. Но океанологам не страшна даже штормовая погода. Ведь ученых манят тайны океана, которые нужно разгадать».
В центре внимания - подводные луга зостеры (взморника). Ведь это – «фабрика» по переработке СО2 - кислород. Но в отдельных районах Залива Петра Великого экосистемы на гране вымирания. У берегов Приморья ученые и вовсе наблюдают формирование мертвых зон.
Петр Тищенко, главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН, кандидат географических наук: «Летом в Амурском заливе ниже 16 метров — уже наблюдается отсутствие кислорода».
Павел Сёмкин, начальник экспедиции, кандидат географических наук: «В мертвых зонах, в условиях отсутствия содержания кислорода могут выжить определенные виды червей, такие как полихеты».
Данные получают и при помощи глубоководного зонда.
Пробы днем и ночью обрабатывают в судовой лаборатории. Химикам и биологам важны результаты без погрешностей и поэтому нет даже лишней минуты на разговоры с журналистами.
Елена Шкирникова, научный сотрудник ТОИ ДВО РАН: «Сделали отбор, есть номер станции, номер бутылки и мы готовимся к исследованиям. Здесь у нас органический углерод».
Океаны, как и леса – легкие планеты, могут «дышать» углекислым газом. Одну часть перерабатывают морская трава и водоросли, другая растворяется или оседает на дно. Но сегодня океан на пределе возможностей. Заметно повышается температура воды и кислотность. Так парниковые газы меняют морскую среду.
В итоге - рост биомассы фитопланктона и цветение акваторий. Все чаще у берегов Владивостока гостят токсичные микроводоросли. Но вооружен тот, кто предупрежден, говорят ученые. И продолжают изучать экосистемы, которые хранят «Голубой углерод».