Сопки сносят: Японцы шокированы действиями застройщиков во Владивостоке
Продажная высота. Сопки Владивостока чахнут в тени многоэтажных шпилей. Популярные видовые сдают позиции застройщикам, паникуют активисты. К растущим бетонным джунглям есть вопросы и у архитекторов. Каков шанс отстоять главные вершины дальневосточной столицы?
Репортаж Татьяны Дубко.
Арт-объект поет только летом. Но то, что сразу семь сопок сошлись в одной точке, символично для города, парящего над морем.
Открыточные виды с вершин — козырь Владивостока. Из-за них в том числе когда-то родилось сравнение с Сан-Франциско. Но у дальневосточной столицы своя романтика спусков и подъемов. По сопке на каждый район. Только в центре с десяток. Всего же — 25 доминант.
Самая узнаваемая — Орлинка. Обзор на 360. Силуэт телевышки, венчающий высоту, просматривается еще на въезде в город. Саму сопку разглядеть за элитным жильем все труднее. Спасти Орлиную пытались петицией, пикетами и акциями.
Когда японская компания заходила делать мастер-план Владивостока, все сопки обошли и были в ужасе, вид — это экономическая категория, которая продается туристам. Их закрывают. Вы делаете большую ошибку.
Архитектор Павел Казанцев за озеленение сопок, но не только ради эстетики. Профессор учитывает и мнение природы.
Павел Казанцев, архитектор, профессор кафедры архитектуры и градостроительства ИШ ДВФУ: «Когда мы убираем лес, мы получаем ветер, который собирают новостройки. И дождь, который скатывается. И низина Владивостока тонет».
А это самая высокая точка Владивостока.
Не так давно техника стала вгрызаться в Холодильник. Сопку пытался отстаивать музей, на ее территории историческое наследие - форт Муравьева-Амурского и батарея. Впрочем, некоторые эксперты уверены, в аппетитах упрекать нужно не только застройщиков.
Сергей Федоренко, председатель Совета организации «Альянс строителей Приморья»: «Это не застройщики хотят залезть, а люди хотят здесь жить, они покупают. Это лишь подстройка под спрос».
Еще нетронута Крестовая. Хотя идеи были разные: поставить Ленина, Иисуса. Видимо, пустовать вершина будет недолго. Сейчас в ведении ДОМ.РФ 5 гектаров готовят к продаже.
Сергей Сумин, заместитель директора подразделения «Градостроительство, сопровождение проектов и инфраструктура» ДОМ. РФ: «Сейчас разрабатывается архитектурно-градостроительная концепция, включающая и общественные пространства. Будет согласован с правительством края, городом и общественностью».
Зато на Шошина ни с кем не советовались, а просто воткнули шпиль. На днях над возвышенностью разразился уголовный скандал. Под следствием - крупные чиновники.
Александр Бондяев, депутат Думы г. Владивостока: «Оформляют участки под гаражные кооперативы и переводят в зону многоквартирных домов. Участки выкуплены».
Высотка нагло перекрыла не только панораму, но и въезд к дому местного жителя.
- Замуровали Вас?
Александр Пятых: «Здесь въезд и выезд на участок. Да. Сказали, можем краном подать, брусчатку опустить».
Кстати, схема с призрачными гаражами оказалось рабочей. На другой стороне аналогично приобрели участок с 20-кратной скидкой.
Александр Бондяев, депутат Думы г. Владивостока: «Никаких разрешений не было выдано, весь объем грунта незаконно привезен. Под следствием в СИЗО люди, которые последние 10 лет фокусы и делали».
Но есть и сопки, которым повезло. Тюменская с Нагорным парком, Видовая на Бурачка. Администрация города взяла курс на защиту небесной линии.
Лилия Гиззятова, главный архитектор Дирекции общественных пространств города Владивосток: «Сопки - ценная доминанта, которая раскрывает город со всех сторон. Есть 7 ведущих сопок. По программе «Комфортная городская среда» будем благоустраивать еще две: — Орлиное гнездо и сопка в Снеговой Пади».
Креативная группа «Конкрит Джангл», им Владивосток и обязан Нагорным парком, копит идеи и насчет Орлиной, Шошина. Намерены подчеркнуть характер каждой сопки и главное уважительно отнестись к рельефу.
Феликс Машков, руководитель «Конкрит ДЖангл»: «Не все потеряно, у Владивостока проклевывается свой образ. Важно следующие шаги сделать осознанно».