Герои среди нас. Углекаменск

Хаска по имени Зара каждый день ходит на работу с хозяйкой. И преданно дожидается её на крыльце, в любую погоду. Смутить Зару может только съёмочная группа.

- И вот так честно, преданно ждёт. Сегодня дождь, и мы мокрые вместе с Зарой, да?

Коллектив в этот день не смущают ни плачущее небо, ни ветер: у людей есть работа. Для Партизанска, где давным давно закрыты шахты, осталось лишь депо, а еще железнодорожная станция и теплоцентраль, действующее производство — большая редкость.

На пилораме партизанского предприятия с добрым именем Ложка плюс отгружают сегодня так называемый неликвид. А попросту — те легкие древесные остатки, которыми удобно растапливать печку. Отгружают, чтобы при случае завезти в частный сектор, семьям приморских воинов. И полноценными дровами помогают, по собственной инициативе и по спискам администрации городского округа. Время сейчас такое — больше дела, меньше слов.

Мерное постукивание, похожее на шелест, это деревянная посуда. Когда мы впервые оказались здесь, в октябре 2017-го, цех весело шумел, работали все станки. Пахло горячим хлебом, точно так же пахнет и горячее дерево, его кора. Как лепешки — выскакивали из-под пресса тарелки, рекой разливались ложки. Сейчас значительно тише. Меньше людей. И линии включают под конкретный заказ. Но склады заполнены. Эти коробки ждут отправки на Запад. На Донбасс.

Ирочка Денисова весь путь прошла, от рабочей на каждом из участков до мастера производства. И, конечно, как нож по сердцу, ей вынужденные простои, сокращения — всё это действие санкций против России. Европа отказалась от экологически чистой приморской посуды. Но партизанцы ищут новые рынки и находят их, постепенно. Одновременно, откликаются на нужды фронта, работают и с благотворительными фондами. Несколько партий отгрузили в тыловые районы по просьбе петербургских волонтёров.   

Ирина Денисова, мастер производства: «В госпитали мы отправляем тарелки, ложки, вилки и небольшое количество ножей. Всегда рады помочь, тем более, что такая сейчас трудная ситуация».

- У вас ведь девчата в основном работают, есть мужчины, но немного, а у девчат и мужья может быть воевали. Так что они понимают, что делают».

- Конечно, есть братья, мужья, дети.

Когда в сентябре прошлого года объявили мобилизацию, в цеху стоял вой, рассказывают женщины. Со временем, приняли как данность. И хотя у нас не говорят об этом, нет такого решения, но каждый человек здесь на военном положении. Так они считают. Это и внутренний контроль: ведь брака совсем не стало, и гордость особая. И грусть… Всё-таки, 22-е июня.

Углекаменск и традиционный митинг у обелиска, который в 50-е годы сооружали на этой площади всем миром.

Мы были здесь в год 75-летия Победы. И тогда о народной инициативе — поддержать гордых воинов Северного Сучана, отремонтировать и сам памятник, и участок вокруг — рассказывали нам местные жители. Через два года всё удалось. И герои вновь среди нас.

Те же носы картошкой, горняк и пахарь. Конечно, есть кое-какие недочёты. В ближайшее время их обещают исправить: ведь место знаковое для шахтёрского посёлка. Как бы там ни было, а не привык народ называть Углекаменск селом.

Андрей Томашев, начальник отдела по делам Центрального района администрации Партизанского ГО: «Углекаменск — это особый уголок нашей России, особый уголок нашего Партизанска, Партизанского городского округа. Особый он тем, что здесь в основном сохраняются шахтёрские традиции. И основная масса людей, которые приходят сюда, к памятнику, это бывшие шахтёры наши».

С Андреем Томашёвым говорим уже после церемонии, под тёплым дождём. А ровно в полдень 22 июня он как по заказу прекращается. И молодое поколение, и седые казаки, и наша Лидия Петровна Кабанова — опытный поисковик и ребенок войны — со всем достоинством проводят митинг, а в финале возлагают на парапет шахтёрские розы, такие растут только в Углекаменске! В 2023-м особо вспоминают десятерых земляков, павших ровно 80 лет назад. В 43-м им столько же, сколько и современным приморским воинам там, на огненных западных окраинах России.

Лидия Кабанова, участник поискового отряда Углекаменска, общественник: «43-й год. Ленинград, прорыв блокады, Сталинградская битва, Курское танковое сражение, вот этот коренной перелом падал на 1943 год».

До сих пор волонтёры ищут без вести пропавших, связываются с военкоматами по стране. Трудно. Да только это нужно живым! И тем углекаменцам, кто сегодня на передовой, вслед за дедами и прадедами. Только бы возвращались с Победой... Аналогий здесь не проводят. Как и весь Приморский край, собирают посылки, передают из скромных своих пенсий и зарплат всё что могут на фронтовые нужды.

И укрепляют тыл! Как это важно сегодня. Всем миром укрепляют. И этот родник ветераны шахты «Северная» расчистили собственными руками в том числе и для горюющих от потерь. Верят, что успокаивает живая вода и особой силушки придаёт, силы духа.

Над улицей Лермонтова в Партизанске время от времени проглядывает солнце. Но не успеваем запечатлеть эти отблески, или их тут же засыпает свежескошенной травой. На лужайке Алёны Коминой — солдатской вдовы — работают современные молодогвардейцы. Их подвиг невелик: завести газонокосилки, удержать их и пройти несколько метров вдоль забора. Вот Никита Пирогов еще и поленницу подправит.

После учёбы Денис Лысюк и Роман Кубах: только что в колледже собирали и разбирали автоматы - у них в июне военное дело по учебному плану. А это благородное и повседневное - помощь семьям мобилизованных, добровольцев, военнослужащих-контрактников. Оба юноши в «Молодой гвардии». И здесь они в своей волонтёрской униформе и нисколько не смущаются, и не считают, что белый медведь на футболке или жилетке — реклама крупнейшей в России партии.

Роман Кубах, студент колледжа, волонтёр «Молодой гвардии»: «Чтобы знали, что мы не чужие люди, чтобы знали, от кого мы, не думали, что за деньги или из корысти, а что от всей души. Многие ж относятся так, политизируют, чтобы стали добрее относиться к этому и мягче, без каких-то стереотипов».

Никита Пирогов, студент железнодорожного института: «Помощь разная нужна, как я думаю, а помогаешь — доброе дело делаешь!».

Никита с друзьями за компанию. Он вернулся домой на каникулы,  а учится в Уссурийске, будет железнодорожником. Машинистом локомотива работал и Алёнин супруг, Александр Комин. Вот он, на официальной фотографии, где глаза голубее неба.

Алёна Комина, вдова добровольца Александра Комина: «Он был один из первых добровольцев, и это было собственное желание проявить мужество, хотел показать всем пример и что у нас еще есть мужчины». 

Денис Лысюк, студент колледжа, волонтёр «Молодой гвардии»: «Я не в первый раз, я так мальчик деревенский вообще, и дома приходится косить траву, и не раз. За сезон по пять раз кошу. В волонтёрское движение пришёл, благодаря моему товарищу. Позвал, понравилось очень. Мы и дрова рубим, много что делаем для людей. Для себя сам знаю, что главная моя цель помогать людям, особенно сейчас это важно».

Где-то в доме спряталась дочка Алёны, ей 10. И это её телескоп стоит на подоконнике. Иногда вместе с мамой смотрят на звёзды. Но чаще в объектив попадает Персик, кот красивый и смелый, любитель подраться. Или верный пёс Шериф. Или эти смородинки. Не за горами июль, макушка лета.

Источник: "Вести:Приморье" [ www.vestiprim.ru ]

Ваша оценка данного материала

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.