ФСБ рассекретила данные об учительнице-коллаборационистке из Приморья
УФСБ рассекретило материалы уголовного дела об арестованной в 1949 году жительнице г. Артема Приморского края Дубовик Н.Д., которая в годы Великой Отечественной войны, работая учительницей в школе, воспитывала учащихся в духе преданности фашистской Германии, переводила и распространяла содержание фашистских радиопередач, предавала советско-партийный актив. Выдала немецкому офицеру, сотруднику жандармерии, коммунистов, которые были арестованы, а затем расстреляны. Проживая в послевоенное время на территории Приморского края проводила антисоветскую агитацию.
Приморским краевым судом 26 сентября 1949 года Дубовик Н.Д. осуждена с назначением наказания в виде 10 лет лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях за совершение преступлений, предусмотренных ст. 54-3 УК УССР (пособничество в пользу немецко-фашистских захватчиков), ч. 1 ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация).
Протокол допроса Дубовик Н.Д. от 06.06.1949 года:
«... В течение одного учебного года - с осени 1941 года до весны 1942 года работала в начальной школе Nº 3 в селе Могилев Nº1. Вела третий класс, где преподавала русский язык, украинский язык, арифметику, географию.
Воспитание учеников проводила в немецко-фашистском духе, а именно, разъясняла про Красную армию - советской власти не будет, будет немецко-фашистская власть, восхваляла Гитлера, требовала соблюдения фашистского приветствия «Хайль Гитлер». Указание по воспитанию в таком немецко-фашистском духе я получала от зав. школы Бесталанной Марии Васильевны, которая и в настоящее время работает в школе г. Могилев Nº1 ...»
Протокол допроса Дубовик Н.Д. от 07.06.1949 года:
«...Работая в школе Nº3 в селе Могилев Nº1, я как учительница, воспитывала учащихся в немецко-фашистском духе, о чем я уже показала на допросе в июне. Кроме этого я как владеющая немецким языком переводила на русский язык немецкие радиопередачи об успехах немецкой армии на советской территории. Также переводы я делала для учителей, а последние об этом рассказывали учащимся в своих классах. Проживая в селе Царичанка я рассказывал соседям, в том числе Продан Елене Сергеевне, Козим (имя и отчество я не помню) и другим содержания немецких радиопередач об успехах немецкой армии на территории СССР. Кроме этого в июле или в августе 1943 года к нам в квартиру пришел немецкий офицер из гестапо по имени Курт <...› Я тогда подтвердила офицеру гестапо, что Логвин Петр Зотович и Сало Антон, отчество не помню являются коммунистами. ‹...› Когда гестаповец приходил к нам, то эти люди уже были арестованы гестапо, позже мне стало известно, что Логвин был немцами расстрелян в селе Царичанка, а Сало был куда то немцами увезен на машине, после я слышала, что он был тоже расстрелян...»