Остались без авто и с долгами: дальневосточники ощутили на себе повышение утильсбора
Эхо утильсбора долетело до конечного адресата. Купленные авто добираются до хозяев. Не всегда по приятным ценам. Тысячи иномарок мощностью свыше 160 лошадиных сил не успели проскочить до введения новых утилизационных тарифов. Сотни владельцев фактически остались без машин, но с долгами. Как дальневосточники выпутываются из денежной ловушки?
Для суровой магаданский зимы только мощный внедорожник. Елена планировала купить машину до повышения утильсбора. Заказала с запасом, в октябре. Из-за непогоды рейс опоздал на три дня. Еще 3 миллиона сверху. Теперь объезжает новое авто со слезами. Король северных дорог съел весь бюджет семьи.
Елена Бахмутова, покупатель: "Брали кредит под 31%. Сверху еще 3 миллиона. Занимали у друзей, родных, родителей. В итоге получилось под 9 млн. машина. У нас были планы на третьего ребенка, теперь отложили".
Таких историй сотни. Вся страна торопилась до дня «Х», и все равно тысячи машин не вписались в сроки.
Михаил Камышанский, генеральный директор компании по оказанию таможенных брокерских услуг: "Среди моих корейских экспортеров порядка 1000 авто, которые остались в стране экспортера и никуда не уехали".
Простои в портах. Погода. Чтобы не было вот так, с Японским морем капитаны судов не шутят.
Евгений Ларченко, руководитель компании по доставке автомобилей из Японии, Кореи и Китая: "Погода зимой подламывает перевозки. Задержки есть. Или бывают случаи, как в Корее. Судно не запустили на погрузку. Последние 100-200 машин, которые имели гарантированный шанс до утиля — не заехали".
Были и те, кто на волне ажиотажа просто заработал легкие деньги.
Евгений Ларченко, руководитель компании по доставке автомобилей из Японии, Кореи и Китая: "Мы в определенный момент сказали своим клиентам стоп. Что они делают? Звонят в другую компанию и там им говорят, давайте все успеем, все оформим. Либо опыта нет, либо делают нарочно".
В самый пик таможенная служба пошла на уступки.
Екатерина Волосенкова, пресс-секретарь Владивостокской таможни: "Усилили рабочие смены. С 27 ноября по 30 ноября таможенные посты были переведены на круглосуточный режим работы".
У тех, кто все-таки опоздал, оставалось несколько вариантов: добавить пару-тройку миллионов и выкупить авто по новым тарифам; выбрать реэкспорт или искать покупателя через третьи страны. Все сценарии финансово сыграют в минус. Еще можно подарить иномарку государству. После 4 месяцев хранения на складах, долги за простой остаются на владельце – их вычтут через суд; а машина перейдет в федеральную собственность. Впрочем, таких забытых машин во Владивостоке нет.
Юлия Нестеренко, начальник отдела таможенного оформления Владивостокского автомобильного терминала: "Перед повышением утиля все автомобили с ВАТ были вовремя оформлены и забраны".
Зато есть путешествующие. Прямо сейчас, не дойдя до Якутии, автомобиль Евгения возвращается в Японию.
На днях узнал, мечта, на которую копил 14 лет, вновь не сбудется.
Евгений Артемьев, покупатель: "Как мне сказали представители, завезена была вовремя, но не снята с баржи. Ее туда доставят, выставят на аукцион. С какого раза продастся, все эти затраты за мой счет. Когда продастся, тогда деньги вернут".
С реэкспортом есть нюансы, если речь о санкционных «японках». Не все так просто и с транзитом до третьих стран.
Михаил Камышанский, генеральный директор компании по оказанию таможенных брокерских услуг: "Ситуация с праворульными. Куда ее вернуть? В Корее левый руль, Китай вообще их не примет".
Дмитрий Хоменко, руководитель компании по торговле автотранспортными средствами: "Можно вывезти в другую страну. Разобрать и продавать запчасти. Но это долго, нужна помощь, фирма".
Между тем, утильсбор усиливает хватку. С 1 января ставки вновь проиндексированы. Мощный автоимпорт может дать скачок еще +20% к стоимости.
Михаил Камышанский, генеральный директор компании по оказанию таможенных брокерских услуг: «За две недели января машины, которые попадают под новые условия ввоза — 1 шт. До этого каждую неделю около 100 машин получали. Потери с точки зрения наполняемости бюджета — колоссальные».
Ассортимент уменьшился, но объемы ввоза иномарок меньше 160 «лошадей» не просели. По данным таможни Владивостока, в январе еженедельно завозили по 4,5 тысячи машин. Азиатский рынок отреагировал на перемены в спросе. Доступные авто тоже подорожали. Стабильно высокие цены скоро станут привычными, резюмируют дилеры.
- Любой кризис - точка роста. Все, кто хочет остаться на этом рынке, будут придумывать что-то новое.
Татьяна Дубко, Николай Фарафонов, Денис Наддельный. "Вести: Приморье".
"Вести: Приморье" в МАХ. Подписывайтесь!