Спецоперация на Ханке: Марш-бросок вглубь ледяной пустыни устроили сотрудники Астраханской озерной станции
Обязательные составляющие для спецоперации на Ханке: пуховики, ледобур, линейки и ракетоподобный прибор с маркировкой ВС-43. В любую погоду, два раза в сутки два сотрудника Астраханской озерной станции отправляются на спецзадание. Накануне к особому мероприятию присоединились и «Вести:Приморье».
В штаб-квартире Астраханской озерной станции, а она вокруг Ханки единственная, сегодня суета. Телевидение в гости напросилось, поглядеть, что там происходит. Ведь зимой за поведением строптивого озера тоже «глаз да глаз нужен». Со стороны кажется, что в это время года оно спокойно, как никогда. Но возможно, взяв передышку до весны, самый большой пресный водоем Дальнего Востока опять готовится к наступлению на сушу.
До зубов вооружились нехитрым инвентарем и вперед, в царство льда, ветров и холода. К счастью, объект исследования буквально за порогом развернул свою гладь, нас предупреждают, что задачи сегодня не сложные.
Полина Пенчук, начальник озерной станции «Астраханка»: «В том году уровень Ханки был вот здесь! А сейчас уровень падает, на 70 см упал и береговая линия теперь вот здесь. Возможно, наша капризная дама решила не вредничать и вернуться своим историческим значениям!».
Выдвигаемся на позицию. Точка первая - сезонный, научно-обоснованный колодец во льду.
Полина Пенчук, начальник озерной станции «Астраханка»: «Там свая. Сейчас измерять будем, вода прозрачная, волнений нет. Сейчас здесь 14 см это значит, что за зимний период уровень Ханки не поменялся».
Сменяем дислокацию, теперь мы на Ханку наступаем. Идем по направлению не растущих, а именно торчащих из озера кустов. Они здесь тоже не просто так заботливо вручную натыканы (воткнуты).
Ольга Ливанова, гидролог: «Вот ходим на 700 метров до дальней отметки, смотрим толщину льда, глубину, температуру. Полные измерения ведем. Эта работа в зимний период точно не женская, но, ничего страшного».
Однозначно, не женское это дело в Ханку забуриваться. Чем глубже, тем сложнее. Ближе к финалу за дело берется профессионал этого дела.
Полина Пенчук, начальник озерной станции «Астраханка»: «85 сантиметров толщина. Средние многолетние наблюдения говорят, что в норме сейчас».
Итого два десятка лунок - «как за здрасьте», но в придачу к ним, обязательный ежегодный январский 10-километровый марш-бросок вглубь ледяной пустыни. Эта спецоперация называется «ледовый разрез»- каждые 500 метров по лунке, итого еще два десятка. Научно-познавательная прикладная экспедиция завершена, возвращаемся в штаб. Там все параметры и показатели запишут в многолетние таблицы. Вручную, по старинке, на миллиметровую бумагу, иногда она еще встречается на метеостанциях, и по современному - в цифровую базу данных. А потом сравнят с многолетними показателями по раритетной книге профессора Васьковкого, Гидрометеоиздат, 78-й год. Это озерная библия с обложкой цвета весенней Ханки, когда она опять возьмется за старое.