Василий Авченко: Борьба против вируса может принести больше вреда, чем сам вирус

Известный приморский писатель Василий Авченко в интервью "Российской газете" поделился своими мыслями о "коронавирусном" кризисе и о том, как может изменится наша жизнь в дальнейшнем, сообщают "Вести:Приморье".
"Надеюсь, что скоро все закончится и можно будет вернуться к нормальной жизни. Глубоко сострадаю всем, кто потерял близких. Вместе с тем боюсь, что борьба против вируса может принести вреда еще больше, чем сам вирус ("оба хуже", рецептов нет). Если такой режим продлится еще какое-то более или менее продолжительное время - рухнет очень много бизнеса, бюджеты останутся без денег, люди - без работы, скакнет уличная преступность… После всей этой самоизоляции может вдруг выясниться, что половина офисных сотрудников не нужна. Книжной сфере предстоят очень непростые времена: будут резать все, что не относится к "первой необходимости", а многим кажется, что без книг вполне можно жить. Может настать большая долгая нищета. Вспоминаю, как мы с отцом, доктором наук, году в 1993-м ловили корюшку и продавали ее на рынке. Не хотелось бы повторения.
Вирус может серьезнее ударить по концепции глобального мира, чем регулярные экономические кризисы. Открытый, объединенный мир оказался слишком уязвим - как подлодка без переборок. Никто не говорит о "железных занавесах", но определенные уроки извлекать необходимо - это касается и финансирования медицины, и пресловутого импортозамещения (в том числе, допустим, в туристской сфере: может, хоть теперь мы вместо Таиланда или Филиппин поедем на Байкал и Камчатку, а турфирмы и авиакомпании среагируют?).
Очевидно, что вирус этот - не последний. Настоящие бедствия - еще более серьезные эпидемии, разрушительные войны - впереди. Не могу только понять, говорит это во мне оптимист или пессимист. Но вообще я настроен довольно спокойно: все уже было - и тиф, и чума, и войны, и революции. Чем мы-то лучше наших предков, которым выпали куда более серьезные испытания, чем мы заслужили безбедную жизнь?
А может быть, это говорит во мне небогатый, мягко говоря, провинциал, у которого и без вируса масса проблем, начиная с постоянного вопроса о том, чем завтра кормить детей. Если кто-то уверился в собственном бессмертии, в том, что все проблемы решаются деньгами - по мировоззрению таких людей пандемия, наверное, наносит серьезный удар. По моему - едва ли. Я и так смотрю на жизнь достаточно мрачно, где-то даже фаталистски, ощущение "внезапно смертен" - всегда с тобой. Возможно, именно отсюда растут корни моего спокойствия и даже оптимизма: бояться нечего, все страшное уже случилось или еще случится, а потому живи и радуйся, пока живется и радуется."